Один из наиболее частых запросов, с которыми люди приходят на терапию - это запрос на "избавиться от чего-то". От раздражительности или, допустим, депрессии, от зависимости, от боли, от склонности слишком опекать или, наоборот, слишком подчиняться... да мало ли от чего...
Простой пример:
Женщина периодически злится на ребенка, очень себя за это винит и всячески переживает. Молчит и удерживает в себе эту злость, сколько хватает сил, в итоге в какой-то момент срывается - и уж тогда выплескивается бурным фонтаном, за все прошлое, настоящее и будущее.
Итог - ребенок в трансе, мама в виноватости, всем плохо...
Мама идет к терапевту с просьбой "научить ее не злиться".
И тут я сейчас скажу то, что, возможно, кого-то огорчит.
Потому как, по большому счету, как раз попытки "избавиться" - естественно, безуспешные - и являются тем, что создает "проблему" и приводит человека к психотерапевту. Ведь, если брать приведенный выше пример, то проблему в нем создает не сам факт того, что мама на ребенка злиться. А ее отношение к этой своей злости. Убеждение в том, что "я не должна злится на своего ребенка" как раз и является той стеной, которая отгораживает ее от возможности предъявлять свою злость каким-то способом, не приводящим к жертвам и разрушениям.
Именно поэтому терапия работает в формате "принять и пережить".
Для мамы из примера - принять, признать тот факт, что да, она, действительно, периодически злится на своего ребенка. Что для этой злости есть какие-то причины, на что-то данная мама реагирует именно таким образом, возникновением чувства злости. Что она имеет право так чувствовать и так реагировать.
Дальше - когда право злиться уже "прижилось" - можно разбираться и, собственно, со злостью.
Раздражается ли мама на какие-то конкретные поступки ребенка. Или у нее есть еще одно убеждение - про то, каким должен быть ее ребенок - и она раздражается на то, что ребенок этому представлению не соответствует. Разница тут принципиальна, потому что в первом случае это злость "про ребенка" и его поступки, во втором - "про маму" и ее личные внутренние убеждения.
В первом случае терапевт может помочь маме выбрать ту форму, в которой она сможет доносить до ребенка информацию о том, что такие и такие его поступки ей не нравятся. Во втором - разобраться с убеждениями и научиться строить отношения с живым и реальным ребенком, а не с тем образом ребенка, который она создала и поместила в своем сознании.
Journal information