Другое дело – когда ответы на этот вопрос сумеет увидеть сам клиент. Сколько времени потребуется, чтобы пробраться через слой тех защитных способов, с помощью которых он много лет учился причин своего «не така» не видеть. Я сейчас огорчу вас сильно – но обычно лишь на то, чтобы человек перестал рассказывать о себе ту привычную, давно выученную историю, которую он когда-то сложил, и начал задумываться о том, о чём прежде не задумывался, требуется, в среднем, от полутора до двух лет. У совсем неглупых, хорошо образованных, вполне успешных в социальном плане людей, да.
Поскольку каждому из нас хочется считать себе хорошим и не хочется считать плохим – это нормально, не нормально, если наоборот – то и образ себя обычно выстраивается в обход всяких неприятных и болезненных тем. Это тоже нормально, чем более неприятна и болезненна тема, тем меньше желания с нею сталкиваться, инстинкт самосохранения рулит.
И вот тут процесс, цели и суть терапии начинают входить в противоречие в этим инстинктом. Поскольку цель терапевта как раз – развернуть человека лицом к тому, чего он привык избегать, не замечать, всячески отворачиваться, получая в результате искажённую картину себя и мира, выстраивая свои решения на основе неполной и неправильной информации – и научить его с этим жить.
И этот конфликт – это то самое, что ещё называют «сопротивлением», да – совершенно невозможно преодолеть кавалерийским наскоком. Так, чтобы «я тебе рассказал, как правильно жить, ты взял под козырёк и отправился выполнять».
Однако обманчивая лёгкость таких решений – ведь про чужую жизнь всегда проще понять, как оно правильно, чем про свою – как раз и оказывается, на мой взгляд, самой частой причиной клиент-терапевтических конфликтов.
Когда терапевту не хватило аккуратности формулировок (хороший словарный запас в нашей профессии обязателен).
Или терпения - дождаться, пока клиент сам задумается над каким-то из вопросов (хороший импульс-контроль в нашей профессии обязателен).
Или внимания – заметить, что человеку неприятна, вот прямо очень неприятна, обсуждаемая тема, чтобы временно с этой темы съехать, запомнить, и потом, при более подходящих условиях, к ней вернуться (хорошее внимание и хорошая память в нашей профессии обязательны).
Там ещё много чего обязательного, на самом деле; и, в принципе, как раз шлифовкой всех этих профессиональных навыков и должны заниматься в личной терапии и супервизии терапевта, для того, чтобы случаев из серии «кажется, что вас обижают» становилось как можно меньше.
Journal information