Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Categories:
В хороших, идеологически правильных, детских книжках и фильмах, при наличии сюжета о том, как главного героя-ребёнка обижают, унижают и всячески иначе плохо обращаются, обязательно будет и сюжет о том, как пришёл некто большой и сильный, обидчиков наказал, героя спас и вообще всё уроненное быстренько исправил, совсем-совсем всё.
Причём, сам до всего нужного додумавшись, без всяких просьб и жалоб от; ведь идеологически правильные герои о помощи не просят, на обидчиков  зла не держат - ну разве что каким-то косвенным, завуалированным образом дают понять, что им плохо, и источник этого "плохо" находится вот здесь; они даже готовы обидчиков великодушно простить - разумеется, после того, как силы добра и счастья всем раздадут справедливость.

С одной стороны, это хороший сюжет.
Он позволяет многим детям, находящимся в сложном положении, сохранять веру в наличие справедливости и в то, что их когда-нибудь обязательно спасут. А значит - не впадать в совсем уж глухое отчаяние и не выходить из своей сложной ситуации в окно.
С другой - поскольку жизнь слишком часто не совпадает с сюжетами хороших, идеологически правильных, книжек и кино - образует очень большое количество тех, кого силы добра и счастья так и не спасли. А вот привычка этого спасателя со стороны ждать и именно на него возлагать все надежды - осталась. Вместе с соответствующим стилем поведения.

"Вы пишете тексты, которые провоцируют всех людей, у кого немного есть мозги в голове, сказать правду: Ваша (имя) - махровая садистка. А Вы её будете защищать: у нас с (имя) всё прекрасно. А мы будем доказывать, и так - до бесконечности. Вы втягиваете собеседников в ту игру, в которую играете с собой уже сорок лет" - вот эти слова, сказанные когда-то одним давно взрослым человеком другому давно взрослому человеку, вполне прилично описывают, как выглядит подобный стиль.
С завуалированными жалобами и с тайной надеждой на то, что придёт кто-то, и заберёт от плохих людей  хорошую жизнь.

Дальше у этой истории есть три варианта развития.

Первый - самый частый и заезженный - при котором находится некто, сдуру решивший примерить на себя роль силы добра и счастья. С развёртыванием спасательной операции, с намерением сделать несчастного человека счастливым, и вот этим прочим всем.
Заканчивается неизменно в стиле дедушки Карпмана, тем, что Спасатель в глазах Жертвы довольно быстро становится новым Преследователем. Неправильно спасал, тонкую душевную организацию не учёл, не так сидит, не так свистит, и вообще при прежнем Преследователе было лучше...
И всё это - искренне не со зла, а просто потому что жить такой человек умеет лишь в роли Жертвы, и отношения строить научен лишь в таком стиле, и по-другому не знает, что как.

Второй - самый трагический - при котором Жертве открытым текстом, внятно и чётко доносят мысль, что спасать её тут никто не будет, и её, Жертвы, благополучная жизнь - только её личная забота.
Поскольку про благополучную жизнь Жертва при этом знает чуть меньше, чем ничего, то подобная мысль - сама по себе очень верная - побуждает её либо таки выйти на тот свет, либо, жестко переломавшись об обманутые надежды, всё же начать шевелиться в сторону благополучия.
Бывает, что второе следует за первым - если попытка не удалась, а мозги при этом худо-бедно включились - но это, будем откровенны, не то стечение обстоятельств, на которое стоит рассчитывать.

И третий - до сих пор самый редкий - это терапия. Длинная, ориентированная на то, чтобы всю систему мировоззрения полностью менять.

Потому что мировоззрение Жертвы - оно никогда не не про благополучие.
Оно вообще никогда не про себя.
Оно всегда про кого-то другого.
Про то, как умаслить Преследователя, чтобы поменьше тиранил.
Про то, как соблазнить Спасателя, чтобы побыстрее уже спасал.
Про то, что там думает, чувствует, считает каждый из них, а что он будет делать, когда, а как он поступит, если, а как добиться того, чтобы он...

Там всё внимание - вовне.
На попытки управлять другими.
И совершенно ничего - на то, чтобы управлять собственной жизнью.

И пока силы и внимание распределены именно так, пока человек занят чем угодно, кроме собственной жизни, и ориентирован на что угодно, кроме собственных целей и ценностей - самоощущение Жертвы никуда от него не денется.
Tags: психология насилия, семейные тайны, созависимость
Subscribe

  • (no subject)

    Общение с другими людьми неизбежно сталкивает нас с историями о тех ситуациях, в которых мы никогда не бывали. Это могут быть победы и поражения,…

  • (no subject)

    Восторг неофита - "я теперь знаю об этой теме всё от и до!" - в норме проходит года через полтора погружения в тему. Много - через два.…

  • (no subject)

    Человек примитивного ума искренне верит в то, что причина его переживаний находится вовне. В чём-то или в ком-то другом. Что это не он сам злится,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments

  • (no subject)

    Общение с другими людьми неизбежно сталкивает нас с историями о тех ситуациях, в которых мы никогда не бывали. Это могут быть победы и поражения,…

  • (no subject)

    Восторг неофита - "я теперь знаю об этой теме всё от и до!" - в норме проходит года через полтора погружения в тему. Много - через два.…

  • (no subject)

    Человек примитивного ума искренне верит в то, что причина его переживаний находится вовне. В чём-то или в ком-то другом. Что это не он сам злится,…