Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Categories:

Нормальная возможность обучаться чему-то новому должна в обязательном порядке включать в себя несколько составляющих:
1. понимание обучающегося, что то, что он пока что ничего не знает и не умеет, что ему трудно и всё плохо получается - это нормально
2. понимание обучающего, что то, что обучающийся пока что ничего не знает и не умеет, что обучающемуся трудно и у него всё плохо получается - это нормально
3. готовность обучающегося раз за разом делать то, что трудно и плохо получается
4. готовность обучающего поддерживать ученика в этом делании, отмечая успехи, разбирая причины ошибок и объясняя, как этих ошибок избежать в следующий раз.

К сожалению, чаще всего процессы всяких обучений выглядят не совсем так или совсем не так.
Поэтому так много людей так сильно боятся это самое "выйти из зоны комфорта" и начать осваивать что-то, доселе неизвестное. Они уже привычно бессознательно готовы к тому, что новое будет обязательно неприятным. Будет трудно и плохо получаться. И при этом будут ругать, пугать, критиковать, высмеивать неловкость и неумение, требовать сходу выдать прекрасный результат.

Кстати, такие требования - это всегда отдельная песня.
В общем, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что человек, только-только начавший что-то новое для себя делать, практически никогда не сделает это сразу на отлично. Может, конечно, и бывают исключения из этого правила - он они, если и есть, встречаются в природе примерно так же часто, как алмаз Орлофф.
Обычный нормальный человек сперва будет делать что-то новое плохо. Потом - более-менее приемлемо. Ещё потом - прилично. И уже сильно потом - хорошо, может быть, даже замечательно.
Причём, срок каждого "потом" у всех разный, кто быстрее осваивает, кто медленнее - зависит не только от усердия, но и от наличия врождённых склонностей к изучаемой деятельности.

Поэтому требование отличных результатов сразу - ничто иное, как завуалированный способ оттоптаться на чужой самооценке, приподняв таким мелким и трусливым образом свою собственную. Когда конкурировать с примерно равными по умениями и навыкам - страшно, а конкуренция с тем, кто ещё не умеет ничего - не только заявка на победу, но и стопроцентная её гарантия.
Такие люди не заинтересованы научить. Они заинтересованы унизить.
Они радуются ошибкам своих учеников, тогда как тот, кто заинтересован научить, радуется их результатам.

Мораль: будьте внимательны при выборе тех, к кому идёте за помощью в освоении нового.

Tags: психологическая грамотность
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments