Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Categories:

Результат терапии, дальше

У Бориса Новодержкина была когда-то хорошая метафора о процессе терапии на примере швабры:

"Приходит клиент (К) к терапевту (Т):
К: доктор, у меня голова болит.
Т: ну, вот смотри. видишь свою руку?
К: Да...
Т: Видишь, как ты держишь ею швабру?
К: Да...
Т: видишь, как ты заносишь ногу?
К: Да...
Т: Видишь, как ты на нее наступаешь?
К: Да...
Т: Видишь, как она бьет тебя по голове?
К: Да....
Т: Ну вот! От этого голова и болит! Понял?
К: Нет....
Т: ок, давай сначала... видишь свою руку?
К: Да...
Т: Видишь, как ты держишь ею швабру?
К: Да...
Т: видишь, как ты заносишь ногу?
К: Да...
Т: Видишь, как ты на нее наступаешь?
К: Да...
Т: Видишь, как она бьет тебя по голове?
К: Да....
Т: Ну вот! От этого голова и болит! Понял?
К: Нет....
Т: ок, давай сначала... видишь свою руку?
К: Да...
Т: Видишь, как ты держишь ею швабру?
К: Да...
Т: видишь, как ты заносишь ногу?
К: Да...
Т: Видишь, как ты на нее наступаешь?
К: Да...
Т: Видишь, как она бьет тебя по голове?
К: Да....
Т: Ну вот! От этого голова и болит! Понял?
К: Нет....
Т: ок, давай сначала...

и так далее, пока не увидит..."

В роли швабры в данном случае - те привычные способы обустраивать жизнь и отношения, которые в результате и сформировали проблему.
"Швабр" таких может быть много, тем больше, чем проблемнее и дисфункциональнее были отношения в первичной малой группе - так по-умному называется то окружение, в котором человек рос и развивался.

И значительный кусок терапии уходит на "инвентаризацию швабр" - обнаружение и изучение тех мыслительных стереотипов и привычных способов реагирования, которые человек продолжает автоматически воспроизводить в своей жизни, получая через это не устраивающий его результат.

Сложность тут в том, что "то, что сейчас является ригидным образованием, когда-то было творческим приспособлением" - то есть, все эти, криво работающие и дающие нежелательный результат, способы когда-то были наилучшей возможностью хоть сколько-то благополучно жить в этой самой первичной малой группе.

Например, рос человек со вспыльчивым, эмоционально несдержанным родителем, который мог "взорваться" в любой момент, на, вроде бы, пустом месте - и научился в результате жить осторожно, с постоянной опаской, семь раз подумать прежде чем один раз так ничего и не сказать, считывать верхним чутьём мельчайшие признаки приближающейся эмоциональной бури и загодя ховаться в кукурузу... Чем сберёг себе в результате изрядный кусок здоровья и нервов.

И всё бы ничего - да только привычка жить осторожно, не особо из той кукурузы вылезая, стала со временем второй натурой - и ведёт себя человек таким образом практически везде. В том числе, и там, где такое поведение совершенно не нужно или даже вредно.
И самые длительные и устойчивые отношения получаются у него с такими же эмоционально несдержанными - потому что они подходят друг другу, как ключ к замку. Оно, вроде бы, само так получается. Не человек так себя ведёт - а набор привычек его ведёт.

И вот когда большинство таких наборов привычек будет замечено, тщательно рассмотрено и присвоено - перейдя из "оно само как-то так делается" в "это я так делаю" - можно считать, что приличный кусок работы сделан.

Но и это ещё не всё...

Будет продолжено...
Tags: психологическая грамотность, рабочее
Subscribe

  • Практически первоапрельское

    - Я, вообще-то, всегда считала себя очень доброй. И очень этим гордилась. - Да, я уже не в первый раз слышу от тебя, что ты очень добрая. И всё…

  • (no subject)

    - И чего бы ты сегодня хотела? - Ох... ты же знаешь, у меня с этим проблемы, я не знаю, чего я хочу. Нет, конечно, я когда-нибудь вылечусь и научусь…

  • (no subject)

    - Нет, ну есть же люди. которые мне интересны. С которыми есть общие интересы. - Общие интеерсы - это как? - Это когда мы одинаково к чему-то…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments