Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Очередное из цикла "Вместо любви"

Я очень не люблю подобные тексты.

12-летний сын нагрубил маме при друзьях. Тогда она написала ему это письмо...

Дорогой мой 12-летний сын, моя главная задача — научить тебя жизни.

В следующий раз, когда тебе захочется закатить глаза и паясничать в разговоре с матерью, которая вынашивала тебя 9 месяцев, вспомни это:

Вспомни, что люблю тебя.

Вспомни, что я держала тебя за руку, когда врач накладывал тебе швы.

Вспомни, как я поддерживала тебя на всех твоих соревнованиях.

Вспомни, как я читала тебе одну и ту же сказку на ночь 461 раз… Каждый день в течение 6 месяцев.

Вспомни, как я «не замечала», когда ты скармливал свою брюссельскую капусту псу.

Вспомни, как мы все радовались, когда ты научился кататься на велосипеде.

Вспомни сегодня.

Сегодня, тот самый день, когда ты закатил глаза. Тон твоего голоса ранил сильнее слов. Я вспомнила себя в подростковые годы.

Твое поведение унесло меня на годы назад, поэтому я не могла сказать ни слова.

В машине с нами были твои друзья, а голос в голове спрашивал:

«Мне разобраться с ним сейчас, перед друзьями, или подождать до вечера, когда мы будем вдвоем? Пожалуйста, не дай мне прибить моего ребенка на глазах у друзей».

И тогда я получила знак.

Я услышала песню, звучащую из радио. Это была “I want to know what love is” от Foreigner.

Я начала подпевать песне, все громче и громче. Я показала тебе и твоим друзьям, что все хорошо.

Я старалась не замечать твоего ужасающего лица. Я все подпевала песне и двигалась ей в такт.

Когда вы с друзьями вышли из машины, я позвала тебя к окну. Я улыбнулась тебе широкой улыбкой и сказала: «Никогда больше не разговаривай со мной так».

Чему ты научился сегодня? Никогда не недооценивай свою маму. Не разговаривай с ней грубо. И никогда не закатывай глаза – особенно, когда ты рядом с друзьями.”(с)

И очень не люблю, когда их начинают класть на всеобщее обозрение - типа пример.
Потому что если это и пример - то исключительно из серии того, "как делать не надо" - но об этом, как правило, скромно умалчивается.

Собственно подобное обращение - к детям ли, ко взрослым ли - типичная манипуляция с попыткой "продавить на вину". Рассказать о том, сколь плох и некачественен тот, кому рассказывают - и сколь свят и непогрешим рассказчик.

Рассказчик уже назначил контекст ситуации - в котором причиной поведения другого человека является исключительно его, другого, некачественность и неблагодарность. Дальше можно не вникать. Мнение другого относительно причин и прочего значения не имеет. Это лишняя информация, которая может изменить контекст, а вместе с ним - картину мира и представление о себе;  потому нужно не только этой информации не запрашивать - но и максимально сделать так, чтобы у другого даже мысли не возникало о том, чтобы этой информацией поделиться. Оптимально - чтоб даже желания подумать об этих причинах не возникло. Чтобы объект воздействия накрепко усвоил, что он - некачественный, неблагодарный и права не имеет. Сложил, значит, соответствующую картину мира и представление о себе.

К сожалению, подобное "научение жизни" приводит чаще всего к тому, что "наученный" раз за разом попадает в ситуации ненадлежащего обращения - в семье, на работе, в других ситуациях социального взаимодействия - и не пытается из этих ситуаций уйти, объясняя происходящее тем, что "сам(а) виноват(а)", "со мной только так и можно, только так и нужно". То есть, по сути, раз за разом рассказывает себе о том, о чём ему раньше рассказывали родители. Бывает, всерьёз верит, что те, кто с ним ненадлежаще обращаются - святые, а сам он - такой негодяй, что способен вывести из себя и святого.

Имеется у этой медальки и ещё одна сторона.
Каждый человек хочет считать себя хорошим и качественным. Это нормально.
И хочет, чтобы хорошим и качественным его также считали другие. Это тоже нормально.
Способов этого достичь есть в количестве и разнообразии, и один из них - чуть ли не самый плачевный и бесперспективный - это пытаться убедиться в своей хорошести через убеждение в ней того, кто с тобой ненадлежаще обращается.

То самое "заслужить любовь", да.

Изменить своё отражение в глазах другого - за которым незримо мерещится тот, в чьих глазах человек впервые отразился плохим, некачественным и недостойным, взять реванш за тот изначальный детский опыт унижения - и своего бессилия что-то унижающему противопоставить.

Именно попытки "заслужить любовь" - и убедиться таким образом в своей качественности и достойности - приводят к тому, что люди на десятилетия застревают в отношениях с теми, кто этой любви им дать не способен. В упор не замечая тех, кто бывает и способен, и готов. Потому что, когда упорно и постоянно смотришь в одну точку, очень трудно увидеть что-то ещё вокруг.

Tags: психология насилия, семейные тайны
Subscribe

  • (no subject)

    Бывает, что человек напихивает в свою жизнь множество всего старого, привычного, возможно, уже не особо нужного - занятий, привычек, людей, мыслей -…

  • (no subject)

    На днях, в одном фейсбучном литературном обсуждении одна из его участниц очень точно отметила, что "в классической литературе 19 века…

  • (no subject)

    Есть ли жизнь после травмы? По сути, именно с этим – неосознанным - вопросом внутри себя живут те, кому пришлось встретиться с…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 78 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Бывает, что человек напихивает в свою жизнь множество всего старого, привычного, возможно, уже не особо нужного - занятий, привычек, людей, мыслей -…

  • (no subject)

    На днях, в одном фейсбучном литературном обсуждении одна из его участниц очень точно отметила, что "в классической литературе 19 века…

  • (no subject)

    Есть ли жизнь после травмы? По сути, именно с этим – неосознанным - вопросом внутри себя живут те, кому пришлось встретиться с…