Немного вбоквелл для прояснения вышеизложенного
Нам предъявят все претензии.
Каждый вырастит гортензию,
Сына, дерево и дом.
Е. Бушуева
Я уже много раз говорила – и, видимо, буду ещё много раз говорить – что человек есть зверушка социальная. Именно поэтому так тяжело отвержение – месседж «ты мне не нужен», так тяжело унижение – месседж «ты для меня не важен» и еще тяжелее игнорирование – месседж «ты для меня не существуешь». В общем, жить в обществе и быть свободным от общества(с) невозможно не потому, что это когда-то написал классик марксизма-ленинизма, потому что в каждом из нас есть то, что уже называют «потребностью в Другом».
Одновременно с этим в каждом из нас есть и потребность «быть собою» - единственным и неповторимым в своей уникальной совокупности природных личностных черт, такой совокупности, которой нет больше ни у кого из живущих на земле.
В свете чего естественным совершенно образом получается, что Я и Другой, как бы хороши мы с ним друг к другу ни относились, запросто можем в одно и тоже время находиться в разных состояниях, хотеть разного, по-разному воспринимать одни те же предметы, явления и личности.
Например, в одно и то же время один из партнеров хочет спать, а другой – послушать тяжелый рок. И при этом есть еще соседи за стенкой, которые тоже чего-то хотят. И вполне вероятно, что – не тяжелого рока. И вполне вероятно будут возмущаться этим концертом без заявок, мешающим им смотреть любимый сериал.
Что характерно – все участники ситуации в данном случае в своём праве: и желающий поспать, и любитель тяжелого рока и поклонник сериалов. Никто из них не редиска-сосиска, все они хорошие люди и ничего противозаконного не совершают, просто хотят разного в одно и то же время.
И получается - конфликт интересов.
И там, где индивидуумов больше, чем один, подобные конфликты будут возникать регулярно. И необходимо их как-то решать. Можно, конечно, делать это языком дубины и камня(с), но даже далеко не у всех животных ситуация выстраивается по принципу «кто сильней – того и жрачка». К тому же, после конфликта предстоит жить дальше – вот с этим партнером и с этими соседями – и желательно таки - жить хорошо.
Один из моих любимых анекдотов - про амёбу. Которая говорила, что, мол, надо делиться. Иначе вымрешь.
Тут же стоит сказать, что есть у биологического вида хомо сапенс одна особенность, изрядно отличающая их от других биологических видов. А именно – оформлять и обобщать практический опыт в слова и словами ж через рот этот опыт друг другу передавать. Каковая особенность позволяет сделать процесс приобретения знаний более коротким и экономичным. И таким образом оказывается, к примеру, уже совершенно необязательно переболеть дизентерией для того чтоб лично убедиться в пользе мытья рук – достаточно просто выслушать, поверить и не рисковать.
Есть, конечно, и такие люди, которым обязательно нужно всё проверить на собственной шкуре.
Есть и такие, которые никогда не наступают на грабли дважды – минимум, пять раз, ибо должны быть уверены.
Есть и такие, которые, наоборот, склонны верить вообще чему угодно, даже самому нереалистичному.
Но речь сейчас не об этом, а об общей тенденции.
И вот эта самая тенденция – которая как раз и призвана отличать организм-в-среде от человека-в-обществе – как раз и заключается в формировании более-менее общей рамки из «можно», «нужно» и «нельзя», свода тех правил, по которым мы тут живем и которые Я должен выполнять для того, чтобы Мы было хоть сколько-то комфортным, предсказуемым и безопасным как в физическом, так и в психологическом плане.
Journal information