Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Categories:

"Александра"

Иллюстрация к теме сепарации-индивидуации.

Я уже говорила, что периодически смотрю по ТВ фильмы из серии "про любовь". Чаще всего - те, которые показывают в прайм-тайм по выходным. Для того, чтобы наблюдать за тем, какое представление об отношениях предлагают масс-медиа масс-аудитории. И иметь представление о том, какую конфигурацию проблем будут ан масс приносить те, кто приходит "про отношения".
Итак, фильм "Александра", свеженький, 2010 года выпуска...


Главная его героиня - Александра, да - очень-очень хорошая молодая женщина. Работает фельдшером на "скорой", подрабатывает уколами, на свои небольшие заработки содержит себя и мужа, который вроде как учится в медицинском институте. На самом деле, учится вместо него тоже Александра, которая в свободное от заработков время пишет для нерадивого супруга контрольные, курсовые и дипломную работу.
Муж Александры, Игорь, очень-очень плохой молодой человек: финансово сидит на шее у молодой жены, пользуется плодами ее интеллектуального труда и, к тому же, гуляет налево.
В общем, все, как у людей - она отдала ему лучшие годы, а он...

Что характерно в этой части фильма, так этого его показательность.
Во-первых, в нем присутствует классическое для погранично организованного сознания расщепление на только хорошее и только плохое. Барышня Саша - светла и прекрасна, эдакая благородная героиня без страха и упрека, юноша Игорь - сволочь неблагодарная и чудовище вида ужасного. Это очень комплиментарный союз.
Каким образом делаются такие пары - это тема для во-вторых.
Барышня Саша считает, что она мужа любит и что ее поведение является демонстрацией этой любви. На самом деле, она мужа развращает. Ее действия адресованы исключительно к инфантильной части его личности, она относится к мужу как к маленькому - очень маленькому! - ребенку, которого нужно кормить, одевать, учить и развлекать. Не выделяя ему абсолютно никакой зоны ответственности - ни в их совместной жизни, ни в его собственной.

В этих отношениях барышня Саша играет роль даже не "хорошей матери", а просто "хорошей груди". Которая хороша исключительно тем, что выдает требуемое "ребенком" по первому же его запросу - например, после слов Игоря "я хочу машинку!" (обращаем внимание на лексикон, принятый в этих отношениях!), кидается занимать по знакомым деньги, чтобы подарить ему "машинку" в день защиты (написанного ею же для него) диплома.
То, что, защитив диплом, Игорь объявляет Саше о том, что он уходит от нее - абсолютно закономерная развязка данной истории - от мамы надо отделяться. Однако отделиться по-настоящему - для того, чтобы начать самостоятельную жизнь - развращенный и полностью инфантилизрованный Игорь не в состоянии. Все, что он может - это уйти к "еще более хорошей маме". В такое место, где с ним будут обращаться "как со взрослым" - к примеру, подарят более красивую и дорогую машинку, чем та, на которую сумела наскрести деньжат Саша.

Это - псевдо-сепарация - процесс, при котором переход к реальному взрослению и автономности подменяется игрой в "как взрослого". Когда один объект зависимости, удовлетворяющий инфантильные потребности "дитятки" заменяется на другой. Способный - как кажется "дитятке" - удовлетворить его возросшие, но оставшиеся при этом инфантильными, потребности.

Так же закономерно, что немного позже он придет к Саше жаловаться на то, что его обманули - "еще более хорошая мама" оказалась, опять же, недостаточно хороша, и в ответ на "взрослые" подарки в новой семье с него начали требовать странного. К примеру - зарабатывания денег.
Саша тогда откажется выслушивать причитания Игоря о несклавшейся жизни и снова принимать его в свои заботливые объятия. Она скажет ему - "я освободилась от тебя".

На самом деле, с Сашей произойдет тот же самый, псевдо-сепарационный, процесс, при котором она сменит один объект зависимости на другой.

В роли нового объекта зависимости для Саши выступает женщина с ее участка - пожилая актриса на пенсии, незамужняя и бездетная, изнемогающая от одиночества и скуки. Развлекающая себя многократными вызовами "скорой" - при наличии вполне хорошего состояния здоровья - и написаниями жалоб на "халатность" и "черствость" приезжающих к ней измотанных медиков. Врачи с подстанции между собою зовут старуху "королевой Шантэклера".
После очередной такой жалобы Саша оказывается под угрозой увольнения и отправляется к старухе умолять ее отозвать жалобы. Саша долго рыдает под дверью бывшей актрисы и в итоге теряет сознание - то ли от избытка чувств, то ли в связи с тем, что она (как выяснилось уже после ухода мужа) беременна.

В сущности, фильм "Александра" - это очередная вариация сказки о Золушке, которая заслуживает любовь и корону хорошим поведением.

Пожилая актриса - Таисия Павловна - выполняет в этой сказке роль Феи. Превращаясь в момент Сашиного обморока из Злой Феи - гонительницы и преследовательницы - в Добрую. Которая, выслушав от молоденькой фельдшерицы историю ее печальной жизни - беременность, муж бросил, со съемной квартиры выгоняют - предлагает Саше остаться жить у нее.

Это ровно та же самая история, что была у Саши с Игорем, только в ней поменялись роли. Теперь уже Саша нашла себе "хорошую маму". Которая дает ей жилье, хорошее отношение и рассказывает о том, как мудро Саша поступила, решив оставить ребенка - сама-то Таисия Павловна когда-то отказалась от материнства ради карьеры...

Правда, Саша, в отличие от Игоря, свою часть негласного контракта с Таисией отрабатывает добросовестно - ведет себя "хорошей девочкой", бегает за продуктами, готовит старушке диетические блюда и выслушивает ее рассказы о жизни. "Играть свиту" Саше несложно, для нее это привычная роль, а уж в обмен на "королевины" милости после того, как при "анфан-тэррибле" муже она столько лет играла эту свиту бесплатно - так и вовсе именины сердца.
Снова - абсолютно комплиментарная пара, выхода за пределы отношений "родитель-ребенок" снова не произошло.

Однако - еще раз повторю - процесс отделения от мамы по жизни неизбежен. И он будет происходить так или иначе, с той или иной степенью травматичности.

Процесс отделения Саши от свеженайденной "мамы"-Таисии случается в тот момент, когда у героини происходит выкидыш, и Таисия. узнав об этом, скоропостижно умирает от сердечного приступа.

Убившие в этом месте повествования Таисию сценаристы оказались, что называется, архи-правы.
Пожилая актриса, демонстративная натура, может быть отлично способна на красивый жест - например, поселить у себя юную девушку в качестве прислуги компаньонки, но в роли заботливой бабушки подобная личность будет выглядеть крайне не органично, не тот психотип. Так  что мавр сделал свое сюжетообразующее дело - мавр может помирать смело.

Саша, обнаружив умершую Таисию, пытается покончить с собой, наглотавшись таблеток.

Тоже еще один замечательный сценарный штрих, наглядно иллюстрирующий смертельный (без преувеличений) страх отдельности, отделенности от значимого объекта, характерный для личностей с нарушениями естественного хода процесса сепарации-индивидуации.
Саша - типичный пример зависимой, пассивно-агрессивной личности, которая единственным способом своей жизни видит - быть при ком-то. При муже, при ребенке, при случайной благодетельнице... неважно, при ком лишь бы - при. Перспектива остаться хотя бы ненадолго наедине с собственной жизнью вызывает в людях подобного типа такой глубинный ужас, что смерть может казаться им избавлением.

Спасает Сашу молодой человек Миша - явно прорисовавшийся кандидат на роль сказочного Принца.
Саша с Мишей знакомятся в начале фильма - он родственник Сашиной соседки по подъезду, который приезжает к ней и заболевает. Медицински подкованная Саша, вызванная соседкой в глубокой ночи, ставит Мише верный диагноз и отправляет его в стационар лечиться.

То есть, входит в отношения с ним все из той же  роли спасательницы и благодетельницы, которая для нее является привычной по жизни и может меняться лишь на полярную роль спасаемой и облагодетельствуемой. Других не завезли.

Миша - подобно самой Саше - тоже из "благородных и несчастных". Если у "хорошей" Саши в начале фильма - "плохой" и изменяющий муж, то у "хорошего" Миши в наличии - "плохая" и изменяющая жена. Как развиваются дальше события Мишиной семейной жизни - история умалчивает; можно лишь догадываться, что к тому моменту, когда Миша случайно очень вовремя появляется в квартире Таисии и находит там потерявшую сознание Сашу и таблетки, "плохая" жена уже перешла из категории текущей супруги в категорию бывшей супруги.

В общем, Миша Сашу спасает и вскоре уезжает в длинную командировку, он геолог.
Саша, выселенная из квартиры Таисии, живет у подруги-коллеги по "скорой", деля с коллегой и ее маленькой дочкой однокомнатную квартирку.

То есть - находит себе очередную "маму", пусть не такую хорошую, какой была старуха Таисия, с меньшим количеством ресурсов, которые она может предоставить в Сашино пользование, но все же...

На одном из вызовов, в квартире, полной алкашни, Саша обнаруживает шестилетнюю девочку, мать которой - хозяйку квартиры - Саша и ее коллеги госпитализируют с сердечным приступом. В больнице женщина умирает, девочка остается сиротой, и Саша озадачивается целью малышку удочерить. Малышку зовут Таисией, Тасей, и Саше видится в этом знак судьбы.
Органы опеки разрешение на удочерение юной особе с маленькой зарплатой и без жилплощади давать отказываются.  Саша пускается на хитрости и обман - для нее это проще, чем реально поразмыслить о том, где, как и на что она будет жить вместе с малышкой Тасей. Сама Саша объяснение "ну я же где-то живу" считает вполне достаточным. То, что "где-то" она живет из милости по чужим людям, ее не волнует совершенно. Для нее - повторюсь - жить "при ком-то" нормально и естественно. Так же нормально и естественно спасаться от взросления и необходимости действий по организации собственной жизни с помощью примитивных защит - вытеснения и отрицания, уверяя себя и других в том, что "все хорошо" даже там, где ничего хорошего давно уже нет.

Обман раскрыт, эпопея с удочерением практически сорвалась... и тут выясняется, что квартира старухи Таисии завещана Саше - еще один красивый жест актрисы, которые как и разведчики, бывшими не бывают. Сашины проблемы чудесным - как и положено в сказке - образом разрешились без малейшего усилия с ее стороны. Она снова "при" - при старухиной квартире и Таисии-маленькой... сколько проекций с Таисии-большой будет навешано на малышку ее новой мамой и что из этого воспоследует - можно только догадываться и лучше я сейчас этого делать не буду.

Итак - снова имеем всю ту же стабильную систему "родитель-ребенок".
Первый - благодетель, второй - облагодетельствованный.
Ничего не изменилось.


Под финал на пороге Сашиной квартиры появляется Миша с цветами и с маленьким сыном.
Происходит очень показательный диалог - еще одна, уж не знаю, осознанная или нет, чудесная иллюстративная находка сценаристов:
- Здесь живет принцесса Саша? - спрашивает Миша у открывшей дверь Таси.
- Здесь, - отвечает Тася. - Только принцесса - это я. А Саша - моя мама, значит, она королева.

Тут можно было бы ставить точку. Ибо круг замкнулся.
"Королева Шантэклера" умерла - да здравствует новая королева!
И неважно, что корона у нее бутафорская, а роскошное платье - из костюмерной.
Саша, как  положено хорошей девочке, которая всё скушивает, скушала всё - и "материнский" ресурс Таисии, и ее "королевскую" идентичность. Не потрудившись выработать и создать хоть что-то собственное.


Дальше - пунктир, призванный изображать наступившее на всех счастье - Саша на лекции в медицинском институте, Миша встречает Сашу с букетом цветов, титры...

Оно и понятно - какую семейную идиллию устроит себе и детям парочка "очень хороших", вечно ждущих, что их жизни спасет, упорядочит и благоустроит кто-то другой...
кто из них кого будет развращать любить активнее и кто первый окажется в "плохих" - ибо двум "очень хорошим" в одной берлоге не ужиться, всё то, чего не хочется видеть в себе из-за того, что оно не совпадает с "хорошим" образом, нужно куда-то девать - либо в партнера, либо в ребенка...
судя по  обозначившися еще до явления Миши с сыном и букетом ролям и прорезавшейся "королевственности" Саши, чуть раньше, чуть позже, очень хорошего Мишу ожидает повторная участь несчастной и благородной жертвы семейного фронта. 


Впрочем, это уже - история из "темной стороны луны".
Которых полным-полно в жизни.
А в сказке, с красивыми актерами и нарисованной сажей на гримированном золушкином личике, всё просто обязано быть хорошо.


Tags: зависимости, рабочее, эскизы
Subscribe

  • (no subject)

    Господа и дамы, напоминаю, что он-лайн курс про конфликты начинается в четверг, то есть, через два дня. Кто что собирался успеть - успевайте,…

  • (no subject)

    Дамы и господа, участники курса про Мелочи жизни, первый пост выложен в Искусстве Жизни, всем успевшим должно быть видно, welcome!

  • (no subject)

    Напоминаю, что сегодня вечером, на площадке Искусства Жизни у нас стартует он-лайн курс про мелочи этой самой жизни. Котрые вовсе не мелочи, а те…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 203 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    Господа и дамы, напоминаю, что он-лайн курс про конфликты начинается в четверг, то есть, через два дня. Кто что собирался успеть - успевайте,…

  • (no subject)

    Дамы и господа, участники курса про Мелочи жизни, первый пост выложен в Искусстве Жизни, всем успевшим должно быть видно, welcome!

  • (no subject)

    Напоминаю, что сегодня вечером, на площадке Искусства Жизни у нас стартует он-лайн курс про мелочи этой самой жизни. Котрые вовсе не мелочи, а те…