Вся остальная жизнь (lual) wrote,
Вся остальная жизнь
lual

Category:

Обсессивно-компульсивное расстройство

Прошу прощения за задержку с описанием генеза ОКР, нужно было срочно закончить довольно большой объем другого текста. Закончила, выкладываю.
Итак...

Часть 2
Как оно выращивается

 

ОКР известны давно, про них много писал еще Фрейд. Отец психоанализа  связывал развитие этой симптоматики с анальным периодом, который, по его теории, длится от 18 месяцев до 3 лет.

Идея Фрейда была связана с тем, что в это время родители начинают приучать ребенка к чистоте, чтобы он вовремя ходил на горшок, и вокруг этого разворачивается основная драма того периода, связанная с тем, что к горшку начинают приучать либо слишком рано, либо слишком жестко. В этой ситуации ребенок вступает в борьбу за власть с родителями – они требуют, он сопротивляется – но ребенок в этой борьбе обречен на поражение потому что силы слишком неравные. Как описывал Фрейд, «лучшее, что ребенок может сделать в такой ситуации – это не выдавать «продукцию» тогда, когда этого требуют, или выдавать ее тогда, когда не требуют», тем самым проявляя свой протест.

Эта ситуация, когда ребенка, с одной стороны, контролируют, с другой -  осуждают за нарушение требований, приводит к тому, что у ребенка возникает чувство гнева и всевозможные агрессивные фантазии. А дефекацию он в итоге начинает воспринимать как некую «плохую», «грязную» и осуждаемую часть себя – просто говно какое-то, другим словом не назовешь.

 

Более современный взгляд на ОКР вполне соотносится с идеями Фрейда в той позиции, что главной темой в семьях, где вырастают люди с подобным расстройством,  является тема контроля. Это проявляется не только в анальный период, но на разных фазах развития. На самом деле, неважно, касается это горшка или чего-то другого.

Тревожная мать, озабоченная потребностью контролировать все, что попадается в поле зрения,  будет ребенка кормить и укладывать спать по часам, запрещать какие-то формы активности, сексуальный интерес… и еще много всего, что не будет вписываться в ее представления о том, как правильно. Общая ситуация в том, что ребенок сталкивается с необходимостью подчинять свои желания внешним требованиям. Он должен отказаться от того, что для него естественно, в пользу того, что социально приемлемо.

Отец в таких семьях чаще всего эмоционально отстраненный и/или жестко-авторитарный, поэтому поддержкой для ребенка выступать не может.

В результате, подчиняясь родительским требованиям, ребенок начинает делать из себя «хорошего» и «чистого» - разумного, контролируемого, подчиняющегося требованиям в противовес тому, чтобы быть бесконтрольным, хаотичным. Именно это становится основой для формирования его идентичности и самоуважения. Если я контролируемый и правильный – то я хороший, а сели веду себя иначе – то плохой. Соответственно, чувства гнева тоже быть не должно, это неправильное чувство, и его надо подавить. 

Базовый конфликт, который при этом формируется – это протест между гневом, связанным с принуждением, и страхом наказания. Этот конфликт оказывается сильно подавленным, а вовне обычно проявляется уже результат – правильность и послушность.

 

Психоаналитики различают три типа семейного воспитания, способствующих формированию ОКР:

- воспитание, основанное на чувстве вины

любимый способ воздействия на ребенка – морализирование, сообщения, в результате которых ребенок должен чувствовать себя виноватым. Это «классический» вариант воспитания обсессивно-компульсивной личности, который был, в основном, известен во времена Фрейда;

- воспитание, основанное на чувстве стыда

основной способ –  укоры, указание на какое-то несоответствие, сравнение с кем-то другим не в пользу ребенка. В настоящее время преобладает обсессивно-компульсивная  симптоматика, основанная на чувстве стыда;

- отсутствие внимания, «брошенность» ребенка,

при которой он принимает решение заняться самовоспитанием и вырасти таким, чтобы потом не было стыдно за своих родителей.

Как уже, видимо, понятно, обсессивно-компульсивные расстройства имеют базу в нарциссических нарушениях, в том, что ребенок не встречает принятия в своих естественных проявлениях, и приучается, вслед за взрослым окружением, делить себя на «хорошего» и «правильного», которого можно показывать и на «плохого-неправильного», которого нужно спрятать подальше, и от других, и от себя.

Продолжение будет.



 

Tags: Макс Бондаренко, привет дедушке Берну, травма
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Каждый человек приносит в терапию тот способ выстраивать отношения, который он использует по жизни, с другими людьми. Плюс-минус, с некоторой…

  • (no subject)

    "Никого же нет". Так мне объясняют причину, по которой человек много лет жил в сраче, среди немытой посуды, грязных полов и разбросанных…

  • (no subject)

    Общение с другими людьми неизбежно сталкивает нас с историями о тех ситуациях, в которых мы никогда не бывали. Это могут быть победы и поражения,…

Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal

  • (no subject)

    Каждый человек приносит в терапию тот способ выстраивать отношения, который он использует по жизни, с другими людьми. Плюс-минус, с некоторой…

  • (no subject)

    "Никого же нет". Так мне объясняют причину, по которой человек много лет жил в сраче, среди немытой посуды, грязных полов и разбросанных…

  • (no subject)

    Общение с другими людьми неизбежно сталкивает нас с историями о тех ситуациях, в которых мы никогда не бывали. Это могут быть победы и поражения,…