Итак, ОКР,
часть 1.
Как оно выглядит
Как говорит мой супервизор, обсессивно-компульсивные расстройства настолько слились с современной культурой, что расстройствами их можно считать только в каких-то крайних проявлениях. ОКР - это самое распространенное расстройство конца 20- начала 21 века после нарциссизма.
Побольше работать, ставить перед собой какие-то цели, планомерно достигать их, не отвлекаться на мелочи – все это в нашей культуре весьма приветствуется.
Несмотря на то, что эти два расстройства принято объединять в одну группу, у них бывает достаточно разная клиническая картина.
Есть три основных формы человеческой активности – думать, чувствовать и действовать. По идее, в здоровой ситуации три эти формы более-менее сбалансированы. Человек может чувствовать, думать, совершать действия. Но могут происходить и искажения.
Когда происходят искажения в пользу того, чтобы чувствовать по минимуму, а думать и действовать по максимуму, можно говорить об обсессивно-компульсивной симптоматике.
Перекос в сторону «думать» - это обсессивный радикал.
Перекос в сторону «действовать» - компульсивный.
В крайних проявлениях обсессивность выглядит как застревание в думании – навязчивые идеи, от которых человек не может отделаться или «мысленная жвачка», когда человек постоянно что-то думает, рассуждает… но ничего не делает и не чувствует.
Компульсивность в крайних проявлениях – это навязчивые действия, которые человек производит без осмысления. Это могут быть такие действия как навязчивое мытье рук, обстригание волос, грызение ногтей... Многие действия, которые принято относить к вредным привычкам и зависимостям, представляют собой компульсивные действия – переедание, злоупотребление алкоголем, наркотиками, беспорядочные половые связи.
Соответственно, и для обсессивных и для компульсивных людей представляют сложность те сферы деятельности, которые связаны с областью чувств и эмоций, с интуицией, с получением удовольствия от произведений искусства. Сложности вызывает и сфера близких отношений, не в сфере секса, а в сфере проявления внимания, тепла и нежности. Секс для них тоже может являться компульсивным действием, связанным с необходимостью снять тревогу, возникающую при контакте.
Как правило, зрелые формы ОКР, не относящиеся к пограничному спектру, представляют собой людей очень надежных, ответственных, дисциплинированных, всяко проче морально устойчивых и политически грамотных.
Вильгельм Райх называл таких людей "живыми машинами".
Дэвид Шапиро в "Невротических стилях" выделяет три основных аспекта обсессивно-компульсивного стиля деятельности:
- ригидность,
- способ деятельности и искажение переживания автономии,
- потеря чувства реальности.
Ригидность может относиться как к неподвижности тела, так и к поведенческому социальному стереотипу или общей тенденции следовать прежним путем, оказавшимся неподходящим или даже абсурдным.
Даже случайный разговор с компульсивной ригидной личностью, может вызвать сильное раздражение, связанное с тем, что при этом вы не встречаете ни настоящего согласия, ни обоснованного возражения. Создается впечатление, что вас просто не слышат и лишь едва замечают, что вас тут, вообще, есть.
Шапиро приводит пример такой беседы – «два друга, К и Л, обсуждают, стоит ли К покупать дом.
К: Так ты думаешь, стоит его покупать?
Л: Никогда не покупай дом с плохой крышей. Потом за ремонт придется платить вдвое больше, чем за сам дом.
К: Но строитель, которого я нанял, говорит, что в целом дом в полном порядке.
Л: Крыша — только начало. Сначала крыша, потом трубы, потом отопление, потом штукатурка.
К: Но с ними все в порядке.
Л: А после штукатурки, еще и проводка.
К: Но проводка...
Л: (уверенно перебивает) Ремонт обойдется тебе вдвое дороже, чем сам дом.
Не то, чтобы Л не был согласен с К. Он не возражает на аргументы К, и нельзя считать, что он ко всему относится «негативно». Л на них просто не обращает внимания».
Journal information