Home

Advertisement

Перекресток трех путей - Мальчик. Мужчина. Инициация и травма. Продолжение [entries|archive|friends|userinfo]
Перекресток трех путей

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Мальчик. Мужчина. Инициация и травма. Продолжение [Jun. 18th, 2009|09:22 pm]
Previous Entry Add to Memories Tell a Friend Next Entry
[Tags|]

Часть 2

Если говорить о ритуалах инициации, то любой из них включает две основные части: умирание чего-то старого и рождение чего-то нового (это относится не только к мужским, но и к женским инициациям).

Стоит отметить, что в различных культурах архетипические стадии таких переходных ритуалов были примерно одинаковы. Их длительность, интенсивность и определенность довольно отчетливо показывают, сложность процесса расставания с детством и взросления людьми понималась издавна.

Ритуалы мужской инициации описаны и в исследовательской, и в психологической, и в художественной литературе. Например, такое описание можно найти в книге автора по имени Сат-Ок «Земля Соленых Скал», где описывается жизнь индейского мальчика. Я и сама в детстве ее помнится, читала. Хотя про инициации не понимала тогда, конечно.

Практически во всех описаниях переходной инициации из Мальчика в Мужчину выделяется 

 

Первая стадия - физическое отделение от родителей, как правило сопровождавшееся внезапностью и насилием

На выделенное жирненьким курсивом смотрим внимательно – это важно. Родительская семья, домашний очаг – это то, что является символом уюта, комфорта и безопасности. Аналог материнского лона. И добровольно покидать место, где «и так неплохо кормят»… в общем, дураков нэма. Тепло и защита имеют большую притягательную силу, но остаться у домашнего очага означало отказаться от возможности стать взрослым.

 

Вторая стадия – символическая смерть и похороны

Прохождение через некий эпизод, дающий переживание того, что он больше не сможет вернуться домой, его уход является окончательным и бесповоротным. Это была потеря прежнего состояния и самоощущения, расставание с миром детства.

Это могло быть и прохождение через темный туннель и пребывание в одиночку в каком-нибудь другом месте, наводящем ужас.

 

Третья стадия - возрождение

Знак того, что, несмотря на потерю детского рая, жизнь продолжается. Часто на этой стадии происходило изменение имени или его обретение. Это символизировало появление на свет нового человека.

 

Четвертая стадия - обучение

На этом этапе происходило приобретение знаний, которые необходимы юноше, чтобы он мог вести себя как взрослый мужчина. Ему сообщали о тех правах и обязанностях, которые он получает в этом новом качестве – взрослого мужчины и члена сообщества. Также на этой стадии происходило посвящение в таинства, при котором у юноши должно было появиться ощущение твердости духа и сопричастности трансцендентному миру. Таким обучением занимались специальные наставники, которые являлись проводниками,  помогающими перейти из одного состояния в другое.

Еще раз, смотрим сюда внимательно, это важно! Именно в такой последовательности: расставание с « собой-ребенком» - обретение «себя-взрослого» – обучение тому, как в этом новом качестве жить.

А теперь смотрим на современную культуру и, что называется, «чувствуем разницу». В нашей культуре обучение различным умениям с навыками проходит с детства, но оно не подкрепляется реальной трансформацией и потому имеет очень шаткую основу. В результате ощущение мужественности оказывается весьма уязвимым.

Вот что пишет об этом уже упомянутый мною Холлис:

«Ребенок… отчаянно ищет хоть какую-то информацию, пример для подражания, модель поведения, совет, указание, помощь; получив ее, он может сразу отказаться и, возможно, даже станет подавлять. Выбрав этот путь, юноша надеется, что "они" (взрослые) отведут его в сторонку и научат всему, что ему нужно знать… Я верил, что это может случиться, когда нужно будет пойти в школу. (Ничего еще не зная о том, что такое пубертат, я видел, что старшеклассники гораздо больше нас по своим габаритам, а потому они казались мне ближе к тем людям, которых называют взрослыми.) Но, к своему удивлению и разочарованию, с приближением дня, когда я должен был пойти в школу, я почувствовал, что "они" никогда не отведут меня в сторону и не скажут, что значит быть мужчиной и как вести себя по-взрослому.

Теперь я, конечно же, знаю, что "они", старейшины нашего времени, тоже не знали, что значит быть мужчиной. Они тоже не прошли инициацию и вряд ли могли пережить таинства и получить освобождающее их знание».

 

Пятая стадия - стадия сурового испытания

Мальчик подвергался мучительным – на современный взгляд даже неоправданно жестоким – страданиям. Испытание в обязательном порядке включало в себя изоляцию, пребывание отдельно от остального сообщества, знаменуя невозможность вернуться под защиту взрослых. Это одиночное выживание, в котором приходилось полагаться только на свою сообразительность, свое мужество и свое оружие могло продолжаться несколько месяцев. Так, у Ефремова в «Лезвии бритвы» описывается йогический ритуал «испытания тьмой, которое быстро и верно изменяет душу человека, выводит его на путь, дает нечеловеческие стойкость и мужество». 

Смысл этих испытания состоял не только и не столько в том, что «хороший выживет, плохого не жалко». А в необходимости мобилизовывать собственные ресурсы, вырабатывать способность опираться на себя, когда рядом больше никого нет.

К тому же страдания позволяют порвать со старыми привычками и зависимостями.

 

 

И финальная, шестая, стадия - возвращение в новом качестве

Совершив свое странствие, умерев и воскреснув, обретя новое понимание себя и своего места в жизни. Парсифаль обретает Священную Чашу, русский народный Иван  - престол и царевну, Бродяжник становится Королем Арагорном, Питер Пэвэнси – правителем Питером Великолепным… ох уж эти сказки… ох уж эти сказочники…

 

В чем смысл такого переходного ритуала? В том, что для того, чтобы мальчик стал мужчиной, он должен пережить травму, это необходимый этап мужского становления.

Цель этой травмы состоит в сепарации мальчика от матери. Нужно пожертвовать материнской безопасностью и зависимостью для того, чтобы стать мужчиной. Момент попадания в суровые условия, где нужно бороться за выживание, при этом необходим.

 

 «Живя в обществе, в котором не осталось ритуалов, придающих жизни смысл, мы встаем перед жестокой реальностью — жизнью на поверхности. Сама идея перехода содержит в себе глубинный смысл, ибо любой переход подразумевает некое завершение, конец чего-то и вместе с тем некое начало, рождение нового. Статична только смерть; основной закон жизни — изменение, и нам предстоит пройти через множество смертей и возрождений, если мы хотим прожить жизнь, наполненную смыслом…

В нашей культуре лишь очень немногим людям удается осуществить психологическое отделение от родительской семьи и стать взрослыми.. все, что нам не дала наша культура, приходится восполнять самостоятельно. Мы не можем уйти от решения данной проблемы, ссылаясь на свое невежество, ибо в таком случае процесс превращения мальчика в мужчину останется незавершенным».

Как вы уже, наверное, поняли, это снова – Холлис.

В настоящее время родители зачастую прилагают массу усилий для того, чтобы обеспечить детям очень хорошую и безопасную жизнь. И редко отдают себе отчет в том, что это приводит к обратному результату.

При этом большую роль играет способность родителей справляться с собственной тревогой, возникающей при взрослении и отделении сына.

Впрочем, об этом - дальше

 



 
linkReply

Comments:
[User Picture]From: [info]nasse
2009-06-18 06:33 pm (UTC)

(Link)

Верно ли я понимаю, что у инициации есть вторя сторона - взрослые обязаны признать то, что прошедший инициацию - взрослый, и его права и статус в обществе меняются?
From: [info]lual
2009-06-18 06:42 pm (UTC)

(Link)

Да, конечно.
[User Picture]From: [info]kormyashaya
2009-06-21 11:47 am (UTC)

(Link)

АААААА!
а взрослым оно чаще всего 100 лет не надо - признавать его права и прочее.
From: [info]lual
2009-06-23 05:51 am (UTC)

(Link)

Понимаешь, в обществе, где отсутствует четкая граница - досюда ты ребенок, а вот отсюда уже взрослый со всеми вытекающими - зачастую очень сложно понять, с какого именно момента уже нужно вручать вчерашнему ребенку права вкупе с прилагающимися к ним обязанностями.
Вот и получается, что в каждой семье эта граница проводится наобум лазаря, в зависимости от уровня имеющейся сепарационной тревоги. Чем менее внутренне взрослыми чувствуют себя родители, тем хуже они готовят детей к самостоятельной жизни и тем тяжелее отпускают их от себя.
[User Picture]From: [info]mishast
2009-07-05 07:54 pm (UTC)

(Link)

Мне не нравиться слово обязаны. Никто никому ничего не обязан. Если человек встал взрослым, то с ним просто не получиться обращаться как прежде, хотя родители (взрослые) могут и сколько угодно не признавать, что человек стал взрослым, но уже не будет иметь значения, признали они или нет.
[User Picture]From: [info]mishast
2009-07-05 07:57 pm (UTC)

(Link)

ай-ай-ай. Хотя я, видимо, просто не понял.
Вы говорили "обязаны" в сферическом мире в ваккуме. Т.е не обязаны вообще, а обязаны, в этой концепции мира.
[User Picture]From: [info]nasse
2009-07-05 07:59 pm (UTC)

(Link)

Да, в этой модели. Картинка симметричная - инициированный принимает на себя обязанности взрослого, а окружающие признают, что он взрослый.

(Как раз родители способны достаточно долго пытаться упихивать выросшего человека в короткие штанишки, и результат получается достаточно неудобным и для них, и для повзрослевшего ребенка)
[User Picture]From: [info]koolamesa
2009-06-18 06:54 pm (UTC)

(Link)

Ну да, солидарен.
[User Picture]From: [info]koolamesa
2009-06-18 07:11 pm (UTC)

(Link)

Кстати, есть мысль, что сейчас спутаны Мужская инициация и инициация Родительская. Если коротко - первая про введение в пол, а вторая - про введение в социум на правах ТОТАЛЬНО равноправного члена рода-племени. Позже напишу заметку.
From: [info]lual
2009-06-19 06:54 am (UTC)

(Link)

Да сейчас, вообще, все спутано.
[User Picture]From: [info]megavolt_ex
2009-06-18 08:41 pm (UTC)

(Link)

Ага очень интересно :)
Ещё бы практические советы для сейчас. (В армию уже поздно)
From: [info]lual
2009-06-19 06:57 am (UTC)

(Link)

Терапия.:) Там, в сущности, все то же самое.
[User Picture]From: [info]megavolt_ex
2009-06-19 07:23 am (UTC)

(Link)

И где ж там запредельные ситуация близкие к смерти?
From: [info]lual
2009-06-19 07:39 am (UTC)

(Link)

Там режим куда более щадящий, мы ж, как-никак, цивилизованные люди.:) А, вообще, и в терапии ситуаций бывает разных, в процессе проработки травмы может так сносить, что мало не покажется.
[User Picture]From: [info]megavolt_ex
2009-06-19 07:55 am (UTC)

(Link)

Похоже я умудрился обойтись без этого. Ну или пока без этого :)
[User Picture]From: [info]re_un_er
2009-06-18 09:07 pm (UTC)

(Link)

а по мне так это не описание этапов мужской инициации, а просто этапы на пути взросления любого человека вне его пола
From: [info]lual
2009-06-19 06:58 am (UTC)

(Link)

Так инициация это и есть путь во взрослость.:)
[User Picture]From: [info]re_un_er
2009-06-19 11:42 am (UTC)

(Link)

но вы ведь делаете акцент на мужском, о женщинах и слова нет, хотя девочки тоже взрослеют )) честно
From: [info]lual
2009-06-19 05:28 pm (UTC)

(Link)

Так это текст про МУЖСКИЕ инициации.:)
[User Picture]From: [info]mishast
2009-07-05 07:59 pm (UTC)

(Link)

но да, чел прав.
инициация нужна человеческая, а не мужская и женская.
[User Picture]From: [info]mria_ts
2009-07-13 11:16 am (UTC)

(Link)

Для девочек есть единственная естественная инициация, хотя кто-то и стремится ее избежать, - это роды.
Правда нынешнее медицинское понимание процесса не всегда адекватно для этого.
From: [info]lual
2009-07-13 02:11 pm (UTC)

(Link)

Она не единственная.
[User Picture]From: [info]mria_ts
2009-07-15 04:57 am (UTC)

(Link)

Имелась в виду, что единственная, естественным образом физиологически обсловленная.
А не вообще единственная. Так то понятно, что есть еще инициации.
Кстати, что удивительно, у Риммы Ефимкиной в ее книге, как раз родовая инициации из женщины в мать отсутствует. Ее схема девочка - девушка - женщина - старуха.
From: [info]lual
2009-07-15 10:47 am (UTC)

(Link)

Я читала Ефимкину. Там есть и про ритуалы, связанные с рождением первенца. Цитат сейчас привести не могу - книга у подруги, но точно помню, что есть.
[User Picture]From: [info]whortleberry
2009-06-19 01:15 pm (UTC)

(Link)

жду продолжения, интересно
[User Picture]From: [info]alice_dinka
2009-06-19 05:00 pm (UTC)

(Link)

Очень интересно и доходчиво написано.
Большое спасибо.
Будем ждать продолжения.
[User Picture]From: [info]gud_ok
2009-06-19 06:11 pm (UTC)

(Link)

Чем то сродни инициации для меня в пору университета стали 2 лета стажировок в US по программе "Work&Travel USA". Когда в кармане 500$, билет до NY и 4 месяца инициации ). Думаю эта программа помогла многим "мальчикам".
..А инициация оба лета начиналась с того, что тебя не встречают ни заявленный работодатель, ни кто либо еще ).
..Альтернатива армиии всегда найдется, если искать.
Спасибо за заметку. )
From: [info]lual
2009-06-19 06:22 pm (UTC)

(Link)

Пожалуйста.
Вам спасибо за рассказ.
[User Picture]From: [info]besti
2009-06-22 11:06 am (UTC)

(Link)

вытолкнуть из гнезда, чтобы научить летать.
в то время как очень хочется из добрых побуждений переломать крылья, чтоб навек привязать к гнезду - там же безопасно.
прикольно, вчера как раз об этом писала, формулировала то, что давно бродило в моей голове. только с другой стороны, со стороны преобразования родителя, которое требуется тоже, чтобы ребенок мог стать взросн=лым: "со дня рождения ребенка начинается обратный отсчет жизни родителей. Теперь новый хозяин жизни с каждым днем будет все ближе к моменту вступление во владение *в том числе и прямым наследством*, а ты, бывший хозяин, будешь отступать все дальше в тень, освобождая место для молодых - и ища свою нишу в жизни... которая со временем примет вполне определенные очертания в земле. Старики про это знают. Хотя трудно принять мысль, что придется уступить место царя горы и пупа земли :)))"
From: [info]lual
2009-06-23 05:43 am (UTC)

(Link)

Да, все так.
Поэтому очень важно иметь в запасе другие занятия и другие жизненные роли, помимо идентичности родителя.
[User Picture]From: [info]golubtsova
2009-06-22 01:19 pm (UTC)

(Link)

А в наше время отъезд от родителей/переезд в другой город/переход на самостоятельный заработок может считаться инициацией? Как-то все-таки хочется без травм))))
From: [info]lual
2009-06-23 05:32 am (UTC)

(Link)

Я думаю, с вопросами о том, что связано с мужской темой, все же лучше к Паше-Куламесе обращаться, они со Сталкером уже целую книжку про это написали.
[User Picture]From: [info]mria_ts
2009-07-15 04:59 am (UTC)

(Link)

А ссылочку на книгу или авторов можно?
From: [info]lual
2009-07-15 10:49 am (UTC)

(Link)

Посмотрите у меня в списке друзей или в комментах - ЖЖюзер koolamesa.

Advertisement